19.01.2018
ua-ihistory За рубежом Антитеррор по-­азаровски

Антитеррор по-­азаровски

06.10.2012 20:39
Что скрывается за распоряжением Кабинета министров Украины №672­р?

Правительство своим распоряжением №672­р поручило СБУ, МВД, Минобороны, МЧС и Гостелерадио выявить и прекратить распространение материалов с призывами к захвату государственной власти, изменению государственного строя и к терроризму.

Кроме того, данные структуры должны пресекать посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и попытки разжигания национальной, расовой или религиозной вражды, ненависти- предотвращать совершение террористических актов, а также действий, которые угрожают общественному порядку. Виновных в этих деяниях, которым с помощью спецслужб объявил войну Кабмин, ожидают впечатляющие тюремные сроки. В частности, в компетенции Службы безопасности возбудить уголовное дело по нескольким статьям УК — например, за действия, направленные на насильственное изменение власти, свержение конституционного строя или захват государственной власти (наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет), или за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины (от 7 до 12 лет заключения).

С одной стороны, странно, что у Азарова решили плотно взяться за борьбу с терроризмом без привязки к событиям, которые явно того требовали, — например, в качестве оперативного реагирования на теракты в Днепропетровске весной этого года, или в преддверии Евро­2012. С другой стороны, Кабмин своим распоряжением, по сути, дает ясно понять, что сегодня в Украине не создана серьезная база для противостояния терроризму и другим преступлениям, указанным в правительственном перечне. И своими «ценными указаниями» усиленно пытается заткнуть дыры на очень серьезном направлении. Однако даже поверхностное изучение действующей на сегодня законодательной базы дает четкое понимание того, что в Украине задолго до прихода нынешней власти борьбой с терроризмом и прочими антигосударственными и антиобщественными преступлениями занимались серьезно и глубоко. В частности, весьма четкий механизм такого противостояния предусмотрен положениями Закона Украины «О борьбе с терроризмом», принятого в 2003 году, а также законами «Об оперативно­разыскной деятельности», «О Службе безопасности Украины», «О контрразведывательной деятельности» и еще множеством различных подзаконных актов и ведомственных документов.

Получается, что правительство своим распоряжением пытается заставить СБУ, МВД и прочие госструктуры выполнять функции, которые предусмотрены указанными законами? Тогда складывается очень веселая картина. Ведь для организации и проведения антитеррористических операций и координации деятельности различных ведомств, которые ведут борьбу с терроризмом в стране, согласно Указу президента Украины от 11 декабря 1998 года (еще 14 лет назад!) был создан Антитеррористический центр (АТЦ) при Службе безопасности Украины. Его задачи — разработка концептуальных основ и программ борьбы с терроризмом- сбор, обобщение, анализ информации и оценка состояния и тенденций развития терроризма в Украине и за ее пределами- организация и проведение антитеррористических операций, а также координация деятельности субъектов, которые ведут борьбу с терроризмом или привлекаются к конкретным операциям такого рода- организация и проведение командно­штабных учений и тренировок- участие в подготовке международных договоров Украины и внесение предложений по совершенствованию законодательства Украины в сфере борьбы с терроризмом- финансирование проведения субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, антитеррористических операций, а также мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности- взаимодействие со спецслужбами, правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями по проблемам борьбы с терроризмом. АТЦ — весьма сложная структура со множеством сотрудников, состоит из межведомственной координационной комиссии и штаба, а также координационных групп и их штабов при всех региональных органах Службы безопасности Украины. Такая разветвленная система, по уверениям самой СБУ, значительно повышает мобильность центра в решении возложенных на него задач. Антитеррористический центр активно сотрудничает с международными организациями, в частности,Контртеррористическим комитетом (КТК) и Управлением по наркотикам и преступности (УНП) ООН, контртеррористической сетью ОБСЕ, Комитетом экспертов Совета Европы по вопросам борьбы с терроризмом (СОDEXTER).

Нынешнее распоряжение Кабмина, вдруг принявшегося требовать от СБУ заняться наконец противостоянием терроризму, наталкивает на мысль, что весь этот механизм либо вообще не действует, либо же действует весьма неэффективно (а значит, громадные бюджетные средства, затраченные на него за 14 лет, выброшены на ветер). Иначе смысл этого документа понять очень трудно.Но главный фокус в том, что распоряжение правительства вызывает вопросы к самому Кабмину. Ведь именно эта структура, согласно законодательству, напрямую ответственна за организацию борьбы с терроризмом в Украине и обеспечение АТЦ необходимыми силами, средствами и ресурсами. Однако после тех же терактов в Днепропетровске не было слышно, чтобы глава Кабмина покаялся и обещал сделать выводы, — все спихнули на спецслужбы. Да и перед Евро­2012 Азаров и его правительство как­то не особо демонстрировали рвение усовершенствовать механизмы борьбы с терроризмом — все больше мы видели возню вокруг выделенных на проведение чемпионата миллиардов. А тут перед самыми выборами Кабмин вдруг озаботился этой проблемой...

Но это не единственная логическая нестыковка в распоряжении Кабмина №672­р. Куда более странно выглядит требование к силовикам прекратить «распространение материалов с призывами к захвату государственной власти» и стремление наказать виновных за эти деяния по всей строгости. В распоряжении не уточняется, что именно считать криминалом в «распространяемых материалах», и где грань между призывами к захвату и призывами к изменению власти. А ведь как раз это — самый существенный момент. Простой пример. Протестуя против очередных антинародных шагов правительства или президента, на мирную акцию выходят недовольные граждане (благо сегодня в Украине это абсолютное большинство населения). Как известно, один из давних лозунгов протестующих в Украине — «Владу геть!». По сути, это не более чем демонстрация желания отставки нынешних руководителей и избрание других, подразумевающая вполне законные методы, и прежде всего — закрепленные Конституцией Украины механизмы народного волеизъявления. Но при желании этот лозунг можно трактовать именно как «призывы к захвату государственной власти», о которых и идет речь в распоряжении Кабмина. Со всеми вытекающими последствиями, особенно учитывая нынешнюю специфику «честных» украинских судов. А ведь именно на требовании устранения и смены действующей власти строится вся предвыборная кампания оппозиции. И это не какое­то ноу­хау украинских оппозиционных сил, а общепринятая мировая практика. На то она и оппозиция, чтобы стремиться к устранению нынешнего политического руководства.

Отметим и такой момент. В Украине на протяжении всех лет независимости к изменению власти призывали исключительно те, кто настроен на осуществление этого демократическим путем. А теракты совершались всегда без «предварительного политического предупреждения» — массовых мероприятий и громких призывов. Вот весной 2012 года замглавы СБУ Владимир Рокитский сообщил, что за последних 10 лет Служба разоблачила «авторов» 29 террористических актов, на сегодня осужден 21 человек. Вопрос на засыпку: сколько из этих терактов сопровождалось предварительными призывами к свержению власти, получившими резонанс в обществе? Ответ известен: ни один. А потому вся эта бурная деятельность правительства по «предотвращению террористической угрозы», напрямую привязываемая к борьбе с «призывами к захвату государственной власти», является не более чем методом давления на оппозицию и ее сторонников в преддверии парламентских выборов. Для украинских силовиков это прямое указание хватать всех, кто не преисполнен чувства радости и полного удовлетворения «покращенням» от Януковича и Азарова. А для рядовых украинцев — недвусмысленное предупреждение: за симпатии к оппозиции можно жестоко поплатиться. По­другому понять распоряжение КМУ №672­р невозможно.

Борис ТАКАЕВ
"Вечерние Вести"

Источник: gazetavv.com

Создание качественных сайтов любой степени сложности RODC: Сайт создать | Создание сайтов | Сделать сайт | Продвижение сайтов | Раскрутка сайта | Дизайн сайтов
 

Последние новости


    2013.05.16 - Европейцы теряют доверие к Евросоюзу подробнее
    2013.05.16 - Полиция обыскала московские банки подробнее
    2013.05.16 - Путин выступил за ускоренное предоставление гражданства переселившимся на ДВ русским подробнее
    2013.05.16 - Пентагон отправляет 600 тыс. служащих в неоплачиваемые отпуска подробнее
    2013.05.16 - В Каннах открывается 66-й международный кинофестиваль подробнее
    2013.05.16 - Израиль заявляет об обстреле Сирией Голанских высот подробнее
    2013.05.16 - В Москве поймали американского шпиона. Сейчас главный вопрос в том, как и для чего российские власти используют эту историю подробнее
    2013.05.16 - «Роснефть» предлагает Petrovietnam сотрудничество на шельфе Печорского моря подробнее
    2013.05.16 - Зюганов рассказал Путину об убытках сельхозпроизводителей подробнее
    2013.05.16 - Власенко требует, чтобы Кириченко допросили в Украине подробнее